Тосол и антифриз: в чем разница?


Термин «антифриз» происходит от английского слова «anti-freeze». Иногда на упаковке написано другое слово — Cooling Water.
Современный антифриз представляет собой водный раствор низкозамерзающего многоатомного спирта — этиленгликоля. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость со сладковатым вкусом, температура кипения которой составляет 196°C, а температура замерзания -12,3°C. Количество этиленгликоля в охлаждающей жидкости обычно составляет 52-64%, с температурой замерзания от -32 до -70°C. Чтобы избежать таких недостатков, как агрессивность по отношению к резине и металлам и снижение смазывающих свойств, жидкость содержит антикоррозионные, пеногасящие и другие присадки.
Первая жидкость для системы охлаждения на основе этиленгликоля была разработана специалистом BASF более 75 лет назад. Он назывался Глисантин. Это название до сих пор используется компанией BASF в качестве названия своей системы жидкостного охлаждения.
Антифризы различных производителей могут также иметь свои собственные названия. Например, «Тосол» — это российская (советская) марка охлаждающей жидкости. Само слово является аббревиатурой названия отдела «Технологии органического синтеза» (TOS), в котором он был разработан, а суффикс «ол» указывает на его химическую принадлежность к группе спиртов.
Можно ли смешивать жидкости разных марок и цветов?
Возможность смешивания различных охлаждающих жидкостей зависит от совместимости присадок. Разные производители используют разные добавки, поэтому их упаковки могут отличаться по составу и количеству используемых веществ. В одном случае это неорганические соединения — нитрид бора, амины, фосфатные ингибиторы, в другом — импортные химические соединения нового поколения. Взаимодействие присадок, как правило, снижает антикоррозионные и смазывающие свойства антифризной смеси. Они ускоряют износ деталей двигателя. По этой причине не рекомендуется смешивать различные охлаждающие жидкости.
Для зарубежных антифризов несовместимость с другими хладагентами встречается реже и обычно указывается на этикетке. Однако правильно, что охлаждающие жидкости не следует смешивать. Мнение о том, что «синий» и «голубой» или «красный» и «красный» можно смешивать, также неверно. Цвет различных охлаждающих жидкостей зависит от используемого пигмента и не влияет на пригодность жидкости.
Чем опасен поддельный антифриз?
Недостаточное количество этиленгликоля в охлаждающей жидкости — это только половина проблемы. При «перегреве» она превращается в хрупкую замерзшую суспензию, которая, в отличие от замерзшей воды, не расширяется и не повреждает систему охлаждения двигателя. При запуске двигателя он сразу же возвращается в жидкое состояние. Атаки на поддельные средства защиты от коррозии гораздо опаснее. Контрафактная продукция «пожирает» не только медные трубы радиаторов и паяные соединения, но и стальные и чугунные компоненты.
Недобросовестные производители охлаждающих жидкостей стараются продать свой «продукт» быстрее и как можно дешевле. Используются заменители этиленгликоля, например, диэтиленгликоль или полигликоль.
Как определить некачественный антифриз
К сожалению, это невозможно без лабораторных исследований. Проверка плотности с помощью прибора для измерения удельного веса, проверка на вкус (этиленгликоль сладкий) и проверка содержания жира на ощупь не всегда позволяют определить качество продуктов этой группы, а этиленгликоль опасен тем, что он токсичен. Однако соблюдение определенных рекомендаций может частично снизить риск покупки некачественного антифриза.
Охлаждающая жидкость должна приобретаться у специализированных продавцов и производителей, имеющих сертификаты качества продукции.
Контейнеры с антифризом должны вызывать доверие к производителю. Хорошие продукты редко бывают случайно упакованы. Контейнеры обычно закрываются одноразовыми крышками с «трещотками», но могут быть дополнительно защищены «пломбами», такими как этикетки или лента. Они должны быть целыми и не переклеенными, а зубчатое кольцо на крышке должно плотно прилегать к горлышку.


Хорошо подходят полупрозрачные контейнеры, в которых можно увидеть содержимое. Нет необходимости покупать мутные жидкости, особенно с осадком. Встряхните контейнер, и пузырьки должны осесть примерно за 3 секунды, но для концентрированных жидкостей это может занять немного больше времени (5 секунд).
Герметичность можно проверить, перевернув упаковку вверх дном или слегка надавив сбоку. Если есть утечки или если контейнер не эластичен (шипит воздух), не стоит его покупать.
Следует внимательно изучить этикетки. На этикетке должен быть указан номер ТУ и (или) фраза «соответствует требованиям ГОСТ 28084-89» (для антифриза отечественного производства). На импортном антифризе должен быть указан номер стандарта производителя.
Необходимо указать контактные данные производителя, дату изготовления и срок годности. Также рекомендуется определить совместимость продукта с другими хладагентами. Многие компоненты высококачественного антифриза. Бензойная кислота производится или закупается только за рубежом. Понятно, что стоимость хорошей охлаждающей жидкости не будет такой же, как у воды.
Как долго может храниться охлаждающая жидкость и когда ее необходимо заменить?
Срок службы высококачественных охлаждающих жидкостей составляет от трех до пяти лет. Некоторые антифризы служат в течение пяти лет и проходят от 100 до 250 000 км. Сроки хранения охлаждающей жидкости и циклы замены обычно указываются на упаковке. Тем не менее, в процессе эксплуатации охлаждающая жидкость постепенно теряет свои свойства. Вследствие активации присадок и снижения щелочных резервов, охлаждающая жидкость становится более агрессивной по отношению к резине и металлам, что приводит к повышенному пенообразованию.
Если охлаждающая жидкость теряет цвет, становится обесцвеченной (красноватой), расслаивается или расслаивается, охлаждающую жидкость следует заменить. Сезонная замена воды и антифриза наносит вред последнему. Присадки взаимодействуют с накипью в системе охлаждения и быстро превращаются в осадок, вызывая преждевременное «старение» охлаждающей жидкости. Если в процессе эксплуатации нижние уровни замещаются водой, охлаждающая жидкость преждевременно теряет свои свойства. Добавление 1,0 — 1,5 литров конденсата в систему охлаждения продлит срок службы охлаждающей жидкости (примерно на 1 год).
Дозаправка при снижении уровня охлаждающей жидкости — вода или антифриз
Если необходимо долить воду в систему охлаждения автомобиля, следует использовать дистиллированную воду, тот же антифриз, который ранее использовался в двигателе, или антифриз G-12 Plus.
Перед заменой антифриза необходимо промыть систему охлаждения двигателя
Перед заменой охлаждающей жидкости рекомендуется промыть систему охлаждения и смазочные материалы. Однако для этой цели следует использовать дистиллированную воду или свежую жидкость, которая будет доливаться позже. В крайнем случае, можно использовать воду из колодца или крана, предварительно прокипятив ее в течение 30-40 минут в эмалированной . Старая охлаждающая жидкость сливается, и система охлаждения заполняется «очищенной» водой. Затем прогрейте двигатель (до открытия термостата) и запустите его на 20-25 минут. Поскольку после слива в двигателе остается некоторое количество воды, рекомендуется промыть систему свежей охлаждающей жидкостью (но за дополнительные экономические затраты), хотя этот метод прост и недорог. Грязь, продукты коррозии и соли могут быть эффективно удалены специальными промывками. Часть из них нужно добавить в старую охлаждающую жидкость, а остальные — в промывочную воду. Обратите внимание, что антикоррозионные присадки в антифризе могут взаимодействовать с солями, поэтому при переходе с воды на охлаждающую жидкость с низким содержанием солей также потребуется промывка системы охлаждения.
Как определить температуру замерзания охлаждающей жидкости
Температура замерзания антифриза обычно не изменяется в процессе эксплуатации автомобиля. Падение уровня охлаждающей жидкости может быть вызвано частичным испарением воды из антифриза или нарушением герметичности системы охлаждения. В этом случае необходимо долить воду в расширительный бак. Склонность жидкостей к замерзанию можно измерить с помощью измерителя удельного веса. Лучше, если шкала на измерителе будет в градусах Цельсия. Плотность стандартного мазута при температуре текучести минус 40°C составляет 1,100-1,1150 г/см3.
Как сделать охлаждающую жидкость из конденсата
Не используйте водопроводную, родниковую или родниковую воду для разбавления концентрированного антифриза. Твердость и примеси могут повлиять на присадки в охлаждающей жидкости. Использование химических смягчителей воды крайне нежелательно. Следует использовать дистиллированную или, по крайней мере, кипяченую воду. Необходимо строго придерживаться соотношения, указанного на этикетке. Большинство конденсатов разбавляется 1:1, а ожидаемая температура замерзания подготовленной охлаждающей жидкости составляет от -32 до 44C.

