День китов и дельфинов в ДОУ

Уважаемые коллеги, мы уже говорили о том, какое значение для экологического воспитания имеют акции природоохранной направленности. В феврале можно провести день китов и дельфинов в ДОУ.

День китов и дельфинов в ДОУ

Рассмотрим конкретнее этапы работы по проведению акции на примере того, как мы готовились к Дню китов, который прошёл в феврале.

Этапы работы над экологической акцией «День китов и дельфинов в ДОУ»

Первый этап — «методический»

Огромна роль в проведении экологических акций педагогов-воспитателей. Ведь именно они несут экологическую культуру детям. На данном этапе осуществляется повышение уровня экологической компетентности педагогов. Каждый воспитатель готовит сообщение по теме, делится интересными педагогическими идеями. Этот этап направлен на расширение знаний взрослых о природе, поиск методов работы с детьми по данной теме.

Напомним, что кит — в переводе с греческого означает «морское чудовище», ближайший родственник китообразных — бегемот, киты произошли от сухопутных парнокопытных.
Киты обитают во всех океанах. Большинство видов китов — стадные животные и предпочитают жить группами по нескольку десятков и даже тысяч особей. Часть видов подвержена постоянным сезонным миграциям: зимой киты уплывают в тёплые воды, где проходят роды, а летом жируют в умеренных и высоких широтах.


Питаются планктоном, моллюсками и рыбой. Только косатка ест пингвинов и тюленей. Киты, а точнее китообразные, делятся на два подотряда: усатые и зубатые, которые в свою очередь тоже делятся на подвиды.

Усатые киты — серый кит, синий кит, горбатый кит, карликовый кит. На верхней челюсти развиваются от 360 до 800 длинных роговых пластинок, называемых «китовым усом», расположенных поперёк дёсен. Получается своеобразное сито, которое отцеживает из воды планктон, ракообразных и мелких рыб.

К зубатым относятся дельфины, косатки, кашалоты и морские свиньи. В отличие от усатых китов на их челюстях имеются зубы. Зубатые киты являются плотоядными животными и питаются преимущественно рыбой, головоногими и в некоторых случаях морскими млекопитающими.

Педагоги приняли решение, что тема китов будет отражена в работе каждой группы, к ней присоединяться узкие специалисты.

Второй этап — непосредственная работа с детьми «Хочу всё знать»

Его цель — познакомить детей с объектом природы, заинтересовать его особенностями, показать его ценность, роль в природе, вызвать добрые чувства по отношению к объекту.

День китов и дельфинов в ДОУ
Дети младшей группы занялись пальчиковым рисованием. Они увлечённо раскрашивали китов, разучили стихотворение и оформили работу «Морские приключения».

Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Фонтаны пускает.
Кто его узнает?

В средней группе кит принёс детям морскую воду, с которой они экспериментировали.

День китов и дельфинов в ДОУВ старшей группе работа была построена при помощи адвент-календаря в ожидании дня китов. Задания, написанные на обратной стороне пузырьков, направлены на знакомство детей с разнообразием китов, их особенностями и повадками. Например, отгадывание загадок, разучивание стихотворений, физминуток, поделка кита и дельфина, подвижные игры по теме. Естественно, прошли ряд ознакомительных бесед с детьми о морских обитателях.

Для закрепления знаний о китах и других морских животных, педагоги старшей группы оформили игры «Морское лото», «Парные картинки», карточки для игр «Чего не стало, что изменилось». В старшей группе так же был пополнении театр на карандашах на морскую тематику, дети изготавливали плакаты в защиту китов.

В подготовительной группе прошли ряд телепередач, когда дети готовили небольшие сообщения совместно с родителями, а потом представляли их группе. Система домашних заготовок является эффективным средством включения родителей в образовательный процесс. А метод рекламы позволяет детям собрать и преподнести информацию в доступной форме.

День китов и дельфинов в ДОУ
В группе появился тактильный макет, от которого буквально невозможно было оттащить не только детей, но и взрослых. Был оформлен лепбук «Киты» где собраны материалы по теме. Нам так же в работе пригодился макет «Морское дно», рабочая тетрадь «Морские обитатели» и рабочие листы по теме, направленные на развитие психических процессов.


Во всех группах педагоги использовали один из приёмов синектики — отождествление себя с объектом природы. Всевозможные этюды и перевоплощения использовались в ходе образовательной деятельности, в совместных играх с детьми. Когда дети узнали, что киты умеют петь песни, начался целый китовый концерт.

Третий этап — постановка проблемы

Когда у детей накопилось достаточно знаний о китах, продолжилась работа над экологической акцией «День китов и дельфинов в ДОУ», начался третий этап — постановка проблемы. В ходе бесед обнаружилась проблема — киты исчезают из-за деятельности человека. Проводя экологические акции, мы ставим перед собой задачу не только научить детей ценить природу, но и сформировать у них потребность в природоохранной деятельности, предотвратить поступки, наносящие вред природе.

День китов и дельфинов в ДОУ
19 февраля мировое сообщество отмечает Всемирный день китов. В 1986 году по решению Международной китобойной комиссии — МКК был введен запрет на китобойный промысел и учрежден этот день. Экологи многих стран этот день считают днём защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих, которым грозит опасность уничтожения. К сожалению не все соблюдают этот запрет, особенно в тех местах, где киты — единственная пища людей. В Дании до сих пор используются ритуальные убийства китов и дельфинов.

Четвёртый этап — этап практической деятельности

Здесь активными участниками являются дети, во главе с педагогами. Вот какие идеи предлагали дети для того, чтобы сохранить китов:

  • «Не мусорить в море»
  • «Записать в Красную «Книгу»
  • «Сделать табличку про китов» (а плохие не увидят)
  • «Можно сделать ограждения в море»
  • «Всем раздать Красную книгу, чтоб они понимали…»
  • «По новостям рассказать передачу»
  • «Можно сказать по китовому языку «Киты — не давайтесь в сети к людям»
  • «Письма разослать и подчеркнуть красным карандашом, чтобы поняли»
  • «Перевезти китов в безопасное место» (мозговой штурм, как это сделать)

В Красную Книгу группы была внесена соответствующая статья о китах, изготовлен плакат «Берегите китов», и родителям розданы буклеты, посвящённые этому празднику. Совместно с педагогом ИЗО дети нарисовали комиксы о китах.

Пятый этап — итоговый

Наша работа завершилась грандиозным праздником, в ходе которого дети спасали кита, запутавшегося в сетях. Но, этот этап может проходить и в форме награждения, изготовления фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.


Вот так и прошёл День китов и дельфинов в ДОУ
Мы уверены, что экологические акции имеют огромное значение для формирования природоохранного сознания и основ экологической культуры дошкольника. Дети чувствуют себя причастными к большому важному делу, у них откладывается понимание собственной нужности, а это важный компонент личностного развития.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

два × 3 =