Ненадлежащая реклама — что это?


Ненадлежащая реклама — это реклама, нарушающая права потребителей, вводящая потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара, порочащая деловую репутацию конкурента, клевещущая на потребительские качества товара конкурента или иным образом нарушающая законодательство РФ.
Уважаемый читатель! В нашей статье представлены типичные способы решения юридических проблем. Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, позвоните нам и получите бесплатную консультацию.
Законодательное регулирование
Российский рынок рекламы регулируется Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе».
Статья 3, пункт 4 закона гласит, что реклама, не соответствующая российскому законодательству, запрещена. Статья 5 описывает виды ненадлежащей рекламы.
Статья 38 предусматривает, что любое лицо или агент, создающие и распространяющие неприемлемую рекламу, несут гражданскую ответственность.
Физические и юридические лица, пострадавшие от ненадлежащей рекламы, имеют право требовать компенсации в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса.
Дополнительные меры ответственности для рекламодателей также установлены статьей 14.3 КоАП РФ.
В других нормативно-правовых актах поднимаются и другие вопросы в отношении ненадлежащей рекламы. Среди них — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О правоприменительной практике по таким делам».
Чем различаются добросовестная и недобросовестная реклама?
Основное различие между добросовестной и ненадлежащей рекламой заключается в их законности.
Добросовестная реклама не противоречит национальному законодательству, в то время как злонамеренная реклама ограничена или запрещена.
Подробнее о том, как правильно составить коллективную жалобу, читайте в следующей статье.
Если подходить к рекламе с юридической точки зрения, а не с точки зрения здравого смысла, то добросовестная реклама направлена на создание положительного образа товара (услуги) путем раскрытия его преимуществ.
Напротив, недобросовестная реклама стремится создать положительный образ данного товара (услуги) путем введения в заблуждение или ложных заявлений, а также пытается создать негативный образ конкурента.
Проще говоря, недобросовестная реклама — это попытка продвижения своего товара (услуги) путем унижения достоинства конкурентов, обмана потребителей или нарушения закона.
Понятие и виды ненадлежащей рекламы
Незаконный означает запрещенный законом. Под такой рекламой понимается реклама, нарушающая требования к ее содержанию, способу или месту ее размещения.
Статья 5 Закона о рекламе описывает виды недобросовестной рекламы.
- Вводящая в заблуждение реклама характеризуется неуместными сравнениями с другими товарами, клеветой на репутацию отдельных лиц или компаний, а также продвижением товаров, которые ограничены или запрещены.
- Вводящая в заблуждение реклама содержит непроверенную или неправдивую информацию. Например, она содержит ложную информацию о преимуществах товара перед аналогичными товарами или ложную информацию.
Одной из форм вводящей в заблуждение рекламы является преднамеренная ложная реклама, которая намеренно искажает факты.
Кроме того, скрытая реклама, которая косвенно создает положительный образ продукта через телевизионные программы, фильмы, музыку и т.д., обычно считается неуместной.
Подробнее о целях и задачах Роспотребнадзора.
В этом случае позитивные образы создаются скрытно. Это означает, что реклама включена в соответствующий продукт без ведома потребителя.
Другим примером ненадлежащей рекламы является подражательная реклама, когда рекламодатель использует слоганы, изображения, сюжеты или сценарии, скопированные из другой рекламы. Кумулятивный эффект рекламных источников повышает осведомленность и успех рекламируемого продукта.
Зонтичная реклама — это форма подражательной рекламы.
В этом случае используются и продвигаются бренды с одинаковым названием: один разрешен к рекламе, например, питьевая вода, а другой запрещен, например, алкогольные напитки.
Ненадлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции
Не вся ненадлежащая реклама считается случаем недобросовестной конкуренции.
Реклама, содержащая признаки недобросовестной конкуренции, включает три основных элемента
-
Должно быть нарушение закона; и
Читайте подробнее о том, как правильно написать, чтобы доказать отсутствие претензий.
Это последний критерий, который классифицирует недобросовестную рекламу как форму недобросовестной конкуренции. Реклама содержит унизительные сравнения с конкурентами и выставляет товар или услугу конкурента в выгодном свете.
Таким образом, конкуренту наносится материальный ущерб.
Примеры в России
Примеров недобросовестной национальной рекламы множество.
Рекламодатели, борющиеся за клиентов, часто выходят за рамки закона, создавая недобросовестные рекламные продукты.
Ярким примером недобросовестной рекламы стал знаменитый слоган «Газпрома» о национальном достоянии. По словам главы ФАС, к таким лозунгам относится необоснованное утверждение о том, что «люди, природный газ и т.д. могут быть активами, но не компании».
Впоследствии слоган был удален из рекламы компании.
Другой пример — слоган канала МУЗ-ТВ «МУЗ-ТВ — главный музыкальный канал». Опять же, это утверждение содержит непроверенную информацию.
Классическим примером недобросовестной рекламы является дело, зарегистрированное Амурским управлением Федеральной антимонопольной службы.
Местная компания по установке пластиковых окон выпустила рекламный продукт, в котором утверждалось, что «Эдик — дурак, раз купил установку окон за 10 500 рублей», потому что установка окон обошлась компании дешевле.
Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше об опасностях навязывания ненужных услуг.
ФАС определила, что такой ролик является ненадлежащей рекламой, так как не подходит к рассматриваемой компании и создает негативный образ для всех потребителей, у которых установлены более дорогие окна.
Интересный случай двойной неуместной рекламы касается автомобильной промышленности.
Для выпуска Lada Vesta маркетологи запустили рекламную кампанию со слоганом «Время расставаться, а не Vesta», изображающим азиатского мужчину с изображением азиатского автомобиля. На нем изображена фотография азиатской женщины, и это явная отсылка к конкурентам новинки.
Дилеры, продающие автомобили конкурирующих марок, разместили рекламный щит со слоганом «Наша НЕ Vesta не сломается!». и установили рекламный щит с лозунгом «Наша НЕ Веста не сломается! .
Оба случая можно сразу классифицировать как примеры недобросовестной рекламы.
Что делать и куда жаловаться?
Российский рекламный рынок регулируется Федеральной антимонопольной службой. Если потребитель или компания обнаружит в рекламируемом товаре признаки ненадлежащей рекламы, они должны подать жалобу в региональное отделение ФАС.
Жалобы можно подать лично, посетив офис FAS, или дистанционно через интернет.
Формы жалоб доступны на официальном сайте ФАС и на портале Госуслуг.
Жалобы также можно подавать по электронной почте. Адрес электронной почты: delo@fas.gov.ru.
Ответственность
За ненадлежащую рекламу в отношении нарушителей предусмотрена административная и гражданско-правовая ответственность.
Нарушение статьи 14.3 ФАС РФ может повлечь наложение штрафа на физических лиц в размере до 2 500 рублей, на должностных лиц — 20 000 рублей, на юридических лиц — 500 000 рублей.
Читайте также нашу статью о судебной практике по делам о компенсации морального вреда.
Если неподходящий рекламный продукт наносит серьезный ущерб потребителям или конкурентам, согласно статье 15 Гражданского кодекса, вы имеете право на компенсацию прямого и косвенного ущерба и можете обратиться в суд. Размер возмещения зависит от степени ущерба и определяется судом.
Концепция ненадлежащей рекламы объясняется в следующем видеоролике
Не можете найти ответ на свой вопрос? Позвоните нам прямо сейчас, чтобы узнать, как решить вашу проблему:
Это быстро и бесплатно!

