Игровой самомассаж в ДОУ

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Основная задача ДОУ — сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в своей работе мы все чаще применяем здоровьесберегающие технологии, такие как игровой самомассаж , дыхательные упражнения, развминки для глаз и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

Массаж рук «Поиграем с ручками»

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игровой самомассаж


  1. Подготовительный этап
  2. Дети растирают ладони до приятного тепла.

  3. Основная часть
  4. а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем- растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
    б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
    в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
    г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
    д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

  5. Заключительный этап
  6. Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
    Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

    Эй, ребята, все ко мне.
    Кто стоит там в стороне?
    А ну быстрей лови кураж
    И начинай игру-массаж.
    Разотру ладошки сильно,
    Каждый пальчик покручу.
    Поздороваюсь со всеми,
    Никого не обойду.
    С ноготками поиграю,
    Друг о друга их потру.
    Потом руки «помечали»,
    Плечи мягко разомну.
    Затем руки я помою,
    Пальчик в пальчик я вложу,
    На замочек их закрою
    И тепло поберегу.
    Вытяну я пальчики,
    Пусть бегут, как зайчики.
    Раз-два, раз-два,
    Вот и кончилась игра.
    Вот и кончилась игра,
    Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек «Поиграем с ушками»

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

Игровой самомассаж

  1. Организационный момент
  2. Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

  3. Основная часть упражнения
  4. а) «Найдем и покажем ушки»
    Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
    б) «Похлопаем ушками»
    Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
    в) «Потянем ушки»
    Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
    г) «Покрутим козелком»
    Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 с.
    д) «Погреем ушки»
    Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

  5. Заключительный момент
  6. Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:






Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!

Закаливающий массаж подошв «Поиграем с ножками»

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

  1. Подготовительный этап
  2. а) Удобно сесть и расслабиться.
    б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

  3. Основная часть
  4. а) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
    в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
    г) Похлопать подошву ладонью.
    д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
    е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
    ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

  5. Заключительный этап
  6. а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
    б) Посидеть спокойно, расслабившись.
    Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
    Мы ходили, мы скакали,
    Наши ноженьки устали.Игровой самомассаж
    Сядем все мы, отдохнем
    И массаж подошв начнем.
    На каждую ножку
    крема понемножку.
    Хоть они и не машина,
    Смазать их необходимо!
    Проведем по ножке нежно,
    Будет ноженька прилежной.
    Ласка всем, друзья, нужна.
    Это помни ты всегда!
    Разминка тоже обязательна,
    Выполняй ее старательно.
    Растирай, старайся
    И не отвлекайся.
    По подошве, как граблями,
    Проведем сейчас руками.
    И полезно, и приятно
    Это всем давно понятно.
    Рук своих ты не жалей
    И по ножкам бей сильней.
    Будут быстрыми они,Игровой самомассаж
    Потом попробуй, догони!
    Гибкость тоже нам нужна,
    Без нее мы никуда.
    Раз — сгибай, два — выпрямляй.
    Ну, активнее давай!
    Вот работа, так работа,
    Палочку катать охота.
    Веселее ты катай
    Да за нею поспевай.
    В центре зону мы найдем,
    Хорошенько разотрем.
    Надо с нею нам дружить,
    Чтобы всем здоровым быть.
    Скажем все: «Спасибо!»
    Ноженькам своим.
    Будем их беречь мы
    И всегда любить.

Обширное умывание «Умывайка»

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

  • Обмывает правой рукой левую кисть.
  • Обмывает левой рукой правую кисть.
  • Мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
  • Мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
  • Мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
  • Мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
  • Мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
  • Ополаскивает руки.
  • Отжимает их, слегка стряхивая.
  • Вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз — обмоем кисть руки,
Два — с другою повтори.
Три — до локтя намочили,
Четыре — с другою повторили.
Пять — по шее провели,
Шесть — смелее по груди.
Семь — лицо свое обмоем,
Восемь — с рук усталость смоем.
Девять — воду отжимай,
Десять — сухо вытирай.

Босоножье

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком»

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

  1. Организационный момент
  2. а) «Найди и покажи носик»
    Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

  3. Основная часть
  4. Игровые упражнения с носиком.
    б) «Помоги носику собраться на прогулку»
    Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
    в) «Носик гуляет»
    Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
    Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
    г) «Носик балуется»
    На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
    д) «Носик нюхает приятный запах»
    Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
    е) «Носик поет песенку»
    На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
    ж) «Погреем носик»
    Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

  5. Заключительный этап
  6. з) «Носик возвращается домой»
    Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
    Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:






    Подходи ко мне дружок,
    И садись скорей в кружок.
    Носик ты быстрей найди,
    Тете Лене покажи.
    Надо носик очищать,
    На прогулку собирать.
    Ротик ты свой закрывай,
    Только с носиком гуляй.
    Вот так носик баловник!
    Он шалить у нас привык.
    Тише, тише, не спеши,
    Ароматом подыши.
    Хорошо гулять в саду
    И поет нос: «Ба-бо-бу».
    Надо носик нам прогреть,
    Его немного потереть.
    Нагулялся носик мой,
    Возвращается домой.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

четыре × 2 =

×
Рекомендуем посмотреть