Педагогический проект «Сказки Чёрного моря» в старшей группе

Педагогический проект "Сказки Чёрного моря" в старшей группе
Каждое лето дети приносят в детский сад ракушки, камушки, сувениры и море впечатлений. У старших дошкольников возникают вопросы об обитателях морей, особенностях морской воды и т.д. Работая по ФГОС, мы активно реализуем проекты. Вот и в этот раз решили разработать и реализовать проект, приуроченный к Всемирному дню морей и океанов, который празднуют в последнюю неделю сентября, а назвали его «Сказки Чёрного моря».

Мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. Стимулировать детскую познавательную активность.
  2. Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях.
  3. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  4. Формировать понятия о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
  5. Развивать психические процессы, познавательную активность.

Мы использовали такие формы и методы работы:

  • просмотр презентаций и познавательных передач об обитателях Чёрного моря;
  • эксперименты с солёной водой;
  • беседы, игры, отгадывание загадок;
  • чтение художественной литературы;
  • музыкальная деятельность;
  • ручной труд, изготовление макетов;
  • подвижные игры;
  • домашние задания для детей;
  • совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.

Продуктом проекта стала рабочая тетрадь «Морские обитатели» для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.




В группе появились коллекции дельфинов, камней, макет «Морское дно», а так же была пополнена медиатека по теме проекта и изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Аквалангисты», «Морское путешествие».

После реализации проекта у детей были сформированы навыки проектной деятельности, упорядочены представления и знания об обитателях морей, систематизированы знания о свойствах пресной и солёной воды, сформированы навыки безопасного поведения на воде и бережного отношения ко всему живому.

План реализации проекта «Сказки Чёрного моря»
для детей старшего дошкольного возраста

Июнь

Познавательное развитие

1. Рассказ воспитателя о Чёрном море». Цель: сформулировать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к созданию проекта.
2. Просмотр презентации «Морские рыбы». Цель: выяснить, как рыбы приспособились жить в воде.
3. Разрезные картинки по теме «Морские рыбы», настольные игры «Найди такую же рыбку», «Кто спрятался в рисунке». Цель: развивать внимание и наблюдательность.
4. Рассказ воспитателя о медузах. Цель: познакомить детей с разнообразием морского мира.

Речевое развитие

1. Домашняя заготовка «Рассказ о морской рыбе». Цель: способствовать развитию связной речи, умение чётко излагать свои мысли.
2. Д.и. «Ассоциации». Цель: развивать логическое мышление, обогащать словарь детей.
3. Чтение В.Квашин «Люди и рыба». Цель: формировать природоохранное сознание через литературу.
4. Разучивание стихов по теме по выбору воспитателя.
5. Отгадывание загадок о морских животных.
6. Беседа «Сказки, в которых встречаются водные жители». Цель: вспомнить сказки о морских животных.

Художественно-эстетическое развитие

1. Сбор коллекции ракушек, рассматривание экспонатов. Цель: продолжать учить детей видеть красоту окружающего мира, формировать желание передавать её в своих работах.
2. Лепка «Морская звезда». Цель: закрепить умение украшать свою работу, убирать за собой рабочее место.
3. Рисование «Медуза». Цель: познакомить детей с техникой рисования по мокрому.
4. Рассматривание альбома «Краски подводного мира». Цель: развивать световосприятие и эстетический вкус.
5. Помощь воспитателю в изготовлении игры «Кто умеет прятаться?». Цель: привлечь детей к созданию развивающей среды, расширить представления детей о подводном мире.
6. Просмотр мультфильма «Осьминожки». Цель: доставить детям радость.

Физическое развитие

1. П.и. «Море волнуется раз…». Цель: развивать воображение, произвольность действий.
2. П.и. «Рыболов». Цель: упражнять детей в прыжках, тренировать ловкость и быстроту реакции.
3. Внесение нетрадиционного оборудования «Поймай рыбку». Цель: способствовать физическому развитию детей.

Социально-коммуникативное развитие

1. Релаксация «На морском берегу». Цель: продолжить знакомство детей с приёмами расслабления.
2. Рассматривание Чёрного моря на карте. Цель: выяснить, что в некоторых местах граница России проходит по Чёрному морю.
3. Проблемная ситуация «Зачем беречь воду». Цель: формировать экологическое сознание, желание заботиться об окружающем мире.

Совместная деятельность педагога, родителей и детей

1. Экскурсия в океанариум или дельфинарий. Цель: привлечь внимание родителей к проекту, способствовать налаживанию контакта между воспитателями и родителями.
2. Сбор коллекции «Дельфины» (изображения, фигурки, игрушки). Цель: приобщить родителей к жизни детского сада.

Июль

Познавательное развитие

1. Настольная игра «Кто умеет прятаться». Цель: расширять представление детей о подводном мире.
2. Просмотр презентации «Млекопитающие в море». Цель: познакомить детей с дельфинами, кашалотом и другими млекопитающими.
3. Внесение энциклопедии о морских животных. Цель: создать условия для познавательной активности.
4. Настольные игры «Лабиринт», «Пазлы», «Четвёртый лишний». Цель: развитие восприятия и памяти.
5. Экспериментальная деятельность «Научи яйцо плавать». Цель: выяснить свойства морской солёной воды.
6. Эксперимент «Выращивание соленого кристалла». Цель: вырастить кораллы для макета.

Речевое развитие

1. Упражнение «Где спрятался звук». Цель: формировать умение определять место звука в слове (названия морских животных и другие слова по теме).
2. Чтение С.Маршак «Жил осьминог со своей осьминожкой». Цель: познакомить с произведением.
3.Чтение и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке». Цель: подготовиться к рисованию.
4. Составление рассказов по картинам и иллюстрациям морского дна. Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке». Цель: закрепить умение отбирать необходимый материал для рисования, использовать нетрадиционные техники для создания картин.
2. Лепка совместно с педагогом ИЗО «Морские обитатели». Цель: начать работу по оформлению макета.
3. Оригами «Крабики». Цель: закрепить умение конструировать по схеме и рассказу воспитателя.
4. Настольная игра «Выложи морской пейзаж». Цель: формировать умение дифференцировать речных и морских животных.

Физическое развитие

1. Эстафета «Пингвины с мячом». Цель: формировать ловкость и выносливость.
2. Офтальмотренажёр «Любопытная рыбка». Цель: укреплять глазные мышцы.
3. П.и. «Накорми кита». Цель: упражнять в метании мешочков. П.и. «Рыбаки и рыбки». Цель: вспомнить правила игры.

Социально-коммуникативное развитие

1. Изготовление атрибутов к игре «Искатели» (карты подводного мира, журнал наблюдений и т.д.). Цель: привлечь детей к созданию игрового оборудования.
2. С.р. игра «Искатели». Цель: учить переносить полученные знания в игру, подготавливать атрибуты.
3. Упражнение «Что бы я попросил у золотой рыбки». Цель: учить детей оценивать свои желания.

Совместная деятельность педагога, родителей и детей

1. Работа семейной художественной студии, совместное изготовление морских животных из бросового материала. Цель: способствовать укреплению семейных отношений.
2. Консультация «Правила поведения на воде». Цель: напомнить родителям о безопасности.

Август

Познавательное развитие

1. Настольная игра «Кто умеет прятаться». Цель: закрепить знания о повадках морских обитателей, их умении маскироваться.
2. Эксперимент «Окраска морской воды». Цель: выяснить, почему солёная вода не окрашивается.
3. Беседа «Как изучают подводный мир». Цель: внести понятие океанология.

Речевое развитие

1. Д.и. «Чей, чья, чьё». Цель: активизировать употребление в речи притяжательных существительных (рыбьи, акулья, дельфиний и т.д.).
2. Домашние заготовки «Рассказ о морском обитателе». Цель: формировать умение детей делать небольшие доклады перед группой сверстников.
3. Чтение Я.Жарова «Море и звёзды». Цель: способствовать развитию воображения.
4. Пальчиковая гимнастика «Подводный мир». Цель: выучить слова, развивать моторику.

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование по цветному песку «Подводное царство». Цель: развивать воображение.
2. Создание барельефов из гипса «Рыбки», роспись полуобъёмных гипсовых форм красками. Цель: учить литью гипсовых форм, развивать умение расписывать изделия полуобъёмной формы.
3. Разучивание песни «Восемь ног у осьминога». Цель: подготовиться к развлечению.
4. Слушание звуков моря. Цель: развивать воображение.
5. Оформление макета «Загадки Чёрного моря». Цель: формировать умение передавать в работе полученные знания, создавать макеты.

Физическое развитие

1. Музыкально-спортивное развлечение «На дне морском». Цель: развлечь детей, закрепить полученные знания.
2. Упражнение «Чей кораблик дальше уплывёт». Цель: формировать речевое дыхание.
3. Чувашская народная игра «Хищник в море». Цель: познакомить детей с игрой.

Социально-коммуникативное развитие

1. Рассказ воспитателя о животных моря, занесённых в Красную книгу России. Цель: формировать экологическую культуру, желание сохранить природу.
2. С.р. игра «Исследователи морей». Цель: учить договариваться о совместных игровых действиях.
3. Этюд «Медузы и осьминоги». Цель: учить детей расслабляться, снять эмоциональное напряжение.
4. Игра «Водяной». Цель: способствовать развитию чувства коллективизма, умение определять товарища с закрытыми глазами.

Совместная деятельность педагога, родителей и детей

Викторина с родителями «Что я знаю об обитателях Чёрного моря». Цель: закрепить знания, полученные во время реализации проекта.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *