Развивающее пособие «Кольца Луллия»

koltsa-lulliya-1
Старший дошкольный возраст — это благоприятный период для развития логического мышления и творческого воображения. Наряду с развивающими настольными и словесными играми я использую элементы системы, разработанной философом Раймундом Луллием.


Разработчики ТРИЗ адаптировали его методику к дошкольному учреждению и назвали «Кольцами Луллия». Данное пособие эффективно решает развивающие задачи, такие как развитие логического мышления, воображения, речи и т.д.

Изготовить кольца Луллия очень просто. Вам понадобится стержень от старой пирамидки и круги из плотного картона разного диаметра. Кольца, разделённые на одинаковое количество секторов должны поворачиваться в любом направлении, создавая разнообразные комбинации. Принцип работы следующий. Например, вы знакомите дошкольников с животными. На одном из колец помещаются изображения животных, на втором места их обитания, на третьем пища животных. Вращая кольца и соединяя сектора дошкольники запомнят, что птица живёт в гнезде и питается насекомыми, а пингвин во льдах и ест рыбу. С возрастом эту игру можно усложнить, предложить детям подумать, что будет с белкой, если она попадёт в гнездо и будет питаться морковкой (соединять сектора в любой комбинации могут дети и составлять таким образом творческие рассказы).

Использовать кольца Луллия можно в любых областях. Например, закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра), знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном), развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах). Варианты использования этого пособия безграничны. Знакомя детей с рукотворным и природным миром я изготовила такие кольца Луллия.

koltsa-lulliya-2

На самом большом изображены предметы или явления природы, на втором круге часть какого-либо предмета, а на третьем значки — рука или место, где можно встретить данное явление. Вращая кольца, дети выясняют, что у платья есть пуговицы и сделано оно руками человека, а дерево создано природой. Варианты творческих заданий с использованием этих колец:
— бывает ли медведь или слон, созданный не природой, а человеком? (статуэтки, дети лепят животных, может быть нарисованный слон и т.д.).
— а можно ли встретить чайник с колёсиками, попробуйте сочинить весёлую историю про такой чайник.




Целесообразно подобрать круги с изображением образцов материалов — древесина, пластик, стекло и т.д., разнообразные предметы мебели, посуды, бытовые приборы. Пригодится и круг с разными оттенками цветов, а так же с изображением местонахождения разных объектов. Нанизав на стержень такие круги и раскрутив их в произвольном порядке можно фантазировать очень долго. Например, придумать, зачем на космической станции голубой телефон из ткани. Ответы детей будут очень неожиданными и к тому же это очень весёлое занятие.
Чем больше будет изготовлено съёмных колец, тем интереснее и разнообразнее могут быть развивающие творческие задания для детей. Надеюсь, материал был полезен для Вас, уважаемые коллеги. Удачи и творческих успехов!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *