Температура горячей воды в квартире: норматив 2021 и как получить компенсацию
Нормы СанПиН устанавливают строгую температуру горячей воды в квартирах, стандарты на 2021 год не изменились по сравнению с предыдущим годом. Это означает, что каждый гражданин России имеет право пользоваться (и, кстати, оплачивать) горячей водой определенной температуры и жаловаться при нарушении норм СанПиН. А вода не лишает граждан элементарных удобств. Если вода, текущая из крана, слишком холодная или слишком горячая, здоровье тех, кто ею пользуется, подвергается опасности.


Какие нормы установлены?
Насколько горячей должна быть вода? Не менее 60 градусов Цельсия. Согласно письму Федерального агентства по защите прав потребителей от 24 августа 2009 года, этот минимальный температурный предел позволит предотвратить распространение инфекционных заболеваний в стране, так как многие бактерии и вирусы выживают при температуре ниже 60 градусов Цельсия.
Согласно нормам 2021 года, температура горячей воды в квартире не должна превышать 75 градусов Цельсия независимо от системы водоснабжения.
Максимальный предел температуры также очень важен по нескольким причинам
- Слишком горячая вода может привести к повреждению кожи (ожогам). Строго говоря, риск ожогов существует даже при температуре 55°C. По этой причине гражданам, подключенным к открытым системам водоснабжения, рекомендуется всегда «смешивать» холодную и горячую воду.
- Превышение температурных пределов может привести к повреждению пластмассовых элементов сантехники. Кроме того, в большинстве современных квартир трубопроводы преимущественно пластиковые. В этом случае вопрос о том, кто оплачивает ремонт, является основным. Когда граждане пытаются предъявить кому-то обвинение и доказать свое право на компенсацию, они должны сидеть сложа руки и ни о чем не думать.
Если температура опускается до 54°C или поднимается до 81°C, это уже считается нарушением коммунальных норм (есть и другие).
Однако правила допускают незначительные отклонения от температурных пределов.
- В течение дня (с 5 утра до полуночи) температура может быть снижена до 3 градусов Цельсия, или 57 градусов по Фаренгейту.
- В ночное время (с полуночи до 5 утра) минимальный предел может быть снижен до 5° по Цельсию, т.е. до 55°.
Подача горячей воды может быть прервана в двух случаях: в случае аварии на насосной станции или на линии подачи, или при проведении плановых работ по техническому обслуживанию. В случае проведения профилактических работ граждане не лишаются водоснабжения более чем на четыре часа.
Как измерить температуру?
Конечно, бесполезно обращаться в управляющую компанию с необоснованными жалобами типа «кран чуть теплый», нужны доказательства. Поэтому граждане, пострадавшие от нарушений нормативных требований СанПиНа и желающие отстоять справедливость, должны сначала научиться измерять температуру горячей воды в своей квартире. Этот процесс прост и непродолжителен и не требует применения хитроумных подручных средств.
Для измерения температуры горячей воды в кране используется термометр со 100-градусной шкалой. Граждане должны подготовить этот бытовой прибор к измерению, а затем строго следовать алгоритму в действии. Это обеспечивает постоянную точность результатов, утверждают в управляющей компании.


- Включите кран и дайте воде стечь в течение примерно трех минут. Таким образом, происходит утилизация застойной воды, которая традиционно имеет более низкую температуру.
- Поместите стакан под струю и держите его так, чтобы жидкость переливалась через край. Не вынимайте стакан из крана. К тому времени, когда вы поднесете стакан к столу, на котором стоит термометр, вода уже остынет, и показания будут ненадежными.
- Переместите термометр ближе к центру емкости.
- Подождите, пока показания перестанут увеличиваться, и запишите результат.
Если термометр находится ниже минимальной температуры, установленной СанПиНом, это означает, что управляющая компания столкнулась с проблемой.
Куда обращаться?
Что же делать, если у вас низкая температура горячей воды? Граждане должны подать жалобу в жилищно-коммунальные службы (HCS).
Низкая температура — это только одна из причин жалобы. Коммунальные службы также должны быть обеспокоены, если вода имеет необычный цвет (запах, вкус) или полностью отсутствует.
Вам не обязательно обращаться непосредственно в коммунальную службу. Вы можете позвонить им. Диспетчер сначала проверит, связано ли снижение температуры горячей воды в кране с неполадками в сети или профилактическим обслуживанием. Если это связано с ремонтом станции, диспетчер сообщит гражданину примерную дату, когда будет восстановлено нормальное водоснабжение. Если нет оснований для нарушения санитарных норм, диспетчер запишет жалобу гражданина и заверит его, что ему не придется долго ждать ответа.
Чтобы его обращение не осталось без внимания, гражданин должен записать номер на заявлении, время звонка в жилищно-коммунальные службы и фамилию сотрудника, с которым следует связаться. Такой тщательный сотрудник уделит внимание обработке заявления. Это происходит потому, что он чувствует ответственность за выполнение данных им обещаний.
Граждане должны ждать визита эксперта — Постановление Правительства № 354, эксперт должен прибыть на порог дома в течение двух часов с момента подачи жалобы гражданином. Эксперт сам измеряет температуру водопроводной воды (конечно, самому гражданину никто не верит). Затем работник коммунальной службы составляет акт, в котором объясняет, имело ли место нарушение температурного режима и как и когда было произведено измерение. Коммунальщик берет на руки копию акта — эксперт берет второй экземпляр.
После сообщения о нарушении температурного режима горячей воды в многоквартирном доме граждане имеют право обратиться в управляющую компанию с просьбой произвести перерасчет платы за горячую воду.
За горячую воду с температурой ниже 40 градусов Цельсия потребители платят по тому же тарифу, что и за холодную воду.
Постановлением № 354 установлено, что период, в течение которого гражданин имеет право на перерасчет, заканчивается, когда управляющая компания приходит в дом гражданина и проводит окончательную проверку, чтобы убедиться, что температура воды достаточно высокая. Если в перерасчете отказано, гражданин должен подать жалобу на управляющую компанию в Роспотребназор или мировой суд по безопасности.

