Занятие по экологии в подготовительной группе

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию занятие по экологии в подготовительной группе, направленное на расширение знаний детей о свойствах воздуха, о том, как человек использует эти свойства в повседневной жизни.

Занятие по экологии в подготовительной группе

Конспект ОД по познавательному развитию на тему «Ни вкуса, ни цвета у него нету».

Цель занятия: формирование представлений о свойствах воздуха и его значении.

Задачи занятия:

1. Обучающие:

Познакомить детей со свойствами воздуха: воздух невидим, заполняет любое пространство, воздух обладает упругостью, воздух можно нагревать;
Формировать умение проводить исследование, делать вывод, фиксировать результат;
Познакомить детей с наукой, изучающей свойства воздуха — аэрологией.

2. Развивающие:

Формировать интерес к исследовательской деятельности;
Развивать умение делать выводы и умозаключения;
Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром;
Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

3. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к познанию природы посредством экспериментальной деятельности;
Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;
Воспитывать умение работать в команде и самостоятельно во время проведения экспериментов.


Предварительная работа: экспериментирование и беседы о назначении и свойствах воздуха, просмотр презентации «Как человек использует воздух», «Что загрязняет воздух», участие в экологических акциях «Берегиня», «Вестники весны», «Берегите, дети ёлку», чтение стихов и рассказов экологического содержания, отгадывание загадок, работа с экраном наблюдений (фиксация результатов экспериментов с воздухом на доске Воскобовича).

Методы и приёмы: метод практической деятельности, словесный, игровой метод, информационно-коммуникативные технологии, моделирование.

Оборудование: интерактивная игра «Загрязняет — сохраняет», экран наблюдений за ветром, карточки для обозначения результатов экспериментов на экране наблюдений, камешки по количеству детей, массажные мячики, буквы.

Оборудование для экспериментирования: свечки, банки, ёмкости с водой, стаканы, салфетки; ветряной генератор 4М, штатив, бумажные змейки.

Ход образовательной деятельности:

В-ль: Ребята, нам пришло письмо по экологической почте (почтовый ящик на двери). Давайте посмотрим, что там за сообщение (в конверте загадка про воздух). Ребята, а какая наука изучает свойства воздуха? Не знаете, а я помогу вам узнать. В конверте уже есть несколько букв этого слова, а остальные разгадаете, если выполните мои задания. (буква А — она первая в слове, Р — третья, Я — последняя девятая). Ну что, отправляемся на поиски букв. (Выкладываем слово на коврографе.)

Основная часть:

1. Интерактивная игра «Загрязняет — сохраняет»
Наша планета единственная во вселенной, на которой есть воздух. Здесь живёт очень много людей и иногда наши действия приносят вред окружающей среде.
Посмотрите внимательно на картинки, и если вы считаете, что изображено действие или предмет, загрязняющий окружающую среду, то переместите его вправо, а если сохраняет воздух чистым, то влево.

Занятие по экологии в подготовительной группе
Посмотрите, ребята. К сожалению, транспорт, на котором очень удобно передвигаться, заводы, на которых делают нужные нам вещи, мусор, который остаётся на земле загрязняют окружающую природу и воздух. А что же может помочь людям его очистить, сохранить в чистоте? Посадка деревьев, уборка мусора, использование экологического транспорта. Я думаю, вы заработали ещё одну букву Л — она пятая в слове.

2. Исследование свойств воздуха
В-ль: Ребята, а для чего человеку нужен воздух? (Чтобы дышать). А у воздуха есть цвет, запах? (воздух прозрачный, ничем не пахнет). А где есть воздух?

Опыт 1.

Ребята, воздух прячется везде и даже в этом стакане. Проверим. Подойдите к тазам с водой и каждый возьмите по стакану. На дне стакана полоска бумаги, потрогайте её, а теперь переверните стакан и аккуратно опускайте его в воду. Чувствуете сопротивление? Что случилось? Какие выводы можно сделать? (Вода не попала в стакан, потому что там был воздух). А как узнали? Бумага намокла? А как это свойство воздуха используют люди (Они изобрели водолазный колокол, в котором человек может спускаться на дно без скафандра). Замечательно, ребята, вы получаете ещё одну букву Г, седьмую в слове.

Опыт 2.

В-ль: Посмотрите, какие камешки, возьмите каждый по одному, а в другую руку массажные мячики. Что можно сказать? (Камень твёрдый, а мяч можно сжать. Если мяч разжать, то он примет прежнюю форму). Правильно, воздух можно сжать и он обладает упругостью. Где человек использует такое свойство воздуха? (мячи, надувные лодки, матрацы) Правильно ребята, а давайте поиграем с мячиками:
Этот мячик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
И ладошки разотрём.
Можно мяч катать по кругу
И передавать друг другу,
1, 2, 3, 4, 5 — буквы нам пора искать.
Посмотрите, под корзинкой буква. Что это за буква, буква О, шестая в слове.

Опыт 3.

Дети подходят к столу для проведения эксперимента со змейкой и свечой.
В-ль: Ребята, посмотрите, две бумажные змейки висят неподвижно. А если под одной из них зажечь свечу, что будет? (ответы детей) Вот мы сейчас и проверим.
В ходе эксперимента одна змейка начинает вращаться.
В-ль: Ребята, а почему так происходит? (свеча нагревает воздух, а он движется вверх и приводит в движение змейку). Совершенно с вами согласна, вот мы и увидели воздух — невидимку. А это свойство воздуха где используется? (воздушные шары). В нашем слове есть ещё и такая буква — И, она предпоследняя.


А при соединении холодного и горячего воздуха образуется ветер, как ветер используют люди? (Строят ветряные мельницы, электрогенераторы). Энергия ветра на земле неисчерпаема. Ветряные электростанции хороши тем, что ветер ничего не стоит и такой вид создания электроэнергии не загрязняет окружающую среду.
А вы хотите сами превратить ветер в энергию?

Для этого давайте рассмотрим, что я вам принесла. Это ветряной генератор. Он состоит из ротора (пропеллера), мотора и светодиодной лампочки. А где же мы возьмём ветер в группе? (ответы детей). Можно воспользоваться феном, он выдаёт достаточно мощный поток воздуха. (просмотр эксперимента)

Внутри мотора находится якорь, обмотанный проволокой. С двух сторон он сжат магнитами. Когда крутится ротор, якорь вращается очень быстро, трётся о магнит и получается электрический ток, в следствии чего лампочка загорается. И так, вам достаётся буква Э, она будет в слове второй.

В-ль: Воздух обладает разными свойствами: он упругий, его можно сжать, воздух движется, и люди используют воздух в производстве, для получения электричества, для передвижения и многого другого.

В-ль: Ребята, в состав воздуха входят разные элементы, какие? (азот, кислород, углекислый газ). Человеку для дыхания нужен кислород. А как вы думаете, сколько кислорода в воздухе. Давайте проверим это с помощью эксперимента.

Опыт 4.

Дети садятся парами за столы и проводят эксперимент «Свеча в банке». Свеча потухнет, а в банку поднимется вода из блюдца.
В-ль: Кислород, необходимый для того, чтобы свеча горела, выгорел, а его место заняла вода. Посмотрите, меньше половины стакана, одна пятая часть кислорода в воздухе, это немного. Поэтому обязательно нужно создавать условия для сохранения воздуха в чистоте. Ребята, вы заработали последнюю букву О. Давайте прочтём, какое слово получилось. Аэрология — это наука о свойствах воздуха.

3. Решение проблемной ситуации
В-ль: Аэрологи изучают воздух и постоянно ищут способы сохранения и его очистки, потому что нехватка кислорода приведёт к гибели планеты. Как же быть? (Сажать больше деревьев). Правильно, как говорят: деревья — лёгкие планеты. А как деревья очищают воздух? (на обратной стороне листа есть маленькие дырочки, которые поглощают углекислый газ, а в воздух выпускают кислород, тот элемент, который нужен для того, чтобы человек дышал).

А какое дерево выделяет в атмосферу очень много кислорода? Дуб (плакат 3 липы = 4 сосны = 7 елей = 1 дуб). Дуб выделяет кислорода столько же, сколько и 3 липы, 4 сосны или 7 елей, потому что благодаря длинному черешку листья очень подвижны и улавливают больше пыли, следовательно, лучше очищают воздух. В нашем детском саду растут огромные дубы, поэтому на прогулке мы дышим чистым воздухом. А что мы можем сделать для детей из других детских садов (подарить им дубы). Конечно, семена дубов уже проросли, давайте в каждый горшочек посадим дуб и передадим их в другие сады. Пусть посадят у себя и наслаждаются чистым воздухом.

Занятие по экологии в подготовительной группе

Заключительная часть:

Но прежде чем приступить к посадке, скажите ребята, а кто сегодня для себя открыл что-то новое, что вам понравилось? А что было сложно? А что хотелось бы повторить? А кто и какой опыт сможет провести дома и показать родителям? Мы сегодня с вами вспоминали о свойствах воздуха и были аэрологами, учёными, которые изучают свойства воздуха.


После занятия дошкольники самостоятельно изготовили альбом «Воздух и человек», а так же активнее стали использовать лабораторное оборудование для изучения окружающего мира: микроскопы, увеличительные стёкла, наборы для опытов с электричеством и т.д.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

1 × два =