Знакомство со свойствами воздуха

Уважаемые коллеги! В настоящее время я работаю с детьми подготовительной к школе группы и широко использую экспериментирование, как метод развития мышления и воображения. Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию личности дошкольников. Хочу вам рассказать, как в нашей группе происходило знакомство со свойствами воздуха.

Знакомство со свойствами воздуха

Эксперименты для дошкольников, направленные на знакомство со свойствами воздуха

Согласно примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, в рамках недели науки мы проводили элементарные опыты с воздухом, определяли направление ветра, наблюдали за облаками, работали на метеоплощадке. И дети стали задавать вопросы: «А как летит воздушный шар», «Почему одни шарики улетают, а другие нет», «Откуда берётся ветер», «Как чистят воздух» и т.д.


Возникла необходимость организации разнообразных опытов, которые помогут детям выяснить свойства воздуха и ветра, и понять, как эти свойства использует человек. Совместная деятельность была построена по принципу «от простого к сложному», учитывая особенности наглядно-действенного мышления материал был подобран так, чтобы задействовать все анализаторы: зрительные, слуховые, тактильные.

Опыт «Сухая салфетка»

Первый эксперимент позволил объяснить работу водолазного колокола. Воздух не даёт полностью заполнить ёмкость водой, остаётся пространство, в котором человек может дышать.

Знакомство со свойствами воздуха
Детям было предложено опустить в воду стакан, на дне которого находится сухая салфетка. Если аккуратно опускать стакан, то можно почувствовать сопротивление. После того, как стакан перевернули, салфетка остаётся сухой. Почему? Некоторые дети предполагали второе дно, но выяснилось, что это воздух, находящийся в стакане, не даёт салфетке намокнуть.

Опыт «Сжатие воздуха»

В ходе второго эксперимента дети попытались сжать воздух и выяснили, что он обладает упругостью. (для эксперимента мы использовали массажные мячики и морские камни) Оказалось, что упругость воздуха учитывается при изготовлении шин, мячей, матрасов и многих других полезных вещей.

Опыт «Непослушные змейки»

Знакомство со свойствами воздуха
Всем детям была дана возможность высказать свои предположения и доказать их опытным путём. Например, мы наблюдали, как горячий воздух поднимается вверх и поняли, почему же летит воздушный шар.

На кронштейне были закреплены две бумажные змейки. Под одну из них помещена горящая свеча. Воздух при нагревании начнёт подниматься вверх и змейка начнёт раскручиваться.

Опыт «Энергия из ветра»

Знакомство со свойствами воздухаЗатем мы знакомились со строением и механизмом работы ветряного электрогенератора. Он состоит из ротора (пропеллера), мотора и светодиодной лампочки.

Внутри мотора находиться якорь, обмотанный проволокой. С двух сторон он сжат магнитами. Когда крутится ротор, якорь вращается очень быстро, трётся о магнит и получается электрический ток, в следствии чего лампочка загорается. Дети сами ветер превращали в электроэнергию. Этот опыт вызвал большой эмоциональный отклик у детей, они делились впечатлениями с родителями, и мы показывали такой эксперимент даже взрослым в рамках недели «Научных открытий».

Опыт «Свеча в банке»

В заключении мы искали ответ на вопрос «Сколько кислорода в воздухе». На блюдце с водой мы поместили горящую свечу, а затем детям было предложено накрыть свечу стаканом. В результате мы увидели, что кислород, необходимый для горения свечи, выгорел, и его место заняла вода, 1/5 из всего состава воздуха, а это значит — кислород надо беречь, не загрязнять окружающую среду. Так и появилась новая тема для обсуждения и детального знакомства.

Знакомство со свойствами воздуха

Итоги экспериментирования

Итоги экспериментов отображались на доске с помощью схем, рисунков, условных обозначений, что развивает схематическое, абстрактное мышление, умение подводить итог и анализировать свою работу.

Ценность реального экспериментирования заключается в возможности обнаружить скрытые от простого наблюдения стороны объекта или явления. Эксперименты, самостоятельно проводимые детьми, позволяют им обобщить знания и сделать выводы о взаимосвязях всех явлений в природе и жизни человека.


Выстраивая работу таким образом, мы закладываем в дошкольниках умение выделить проблему и самостоятельно искать пути её решения, понимание того, что каждый поступок человека способен изменить окружающий мир.

Вам может пригодится конспект данного мероприятия «Ни вкуса, ни цвета у него нету», тематическое планирование в подготовительной к школе группе «Зимняя лаборатория».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

15 − десять =